Тросы
Тросы судовые
Тросы - это изделия, свитые из стальных проволок или из растительных и синтетических волокон.
На судах тросы применяются в качестве:
- бегучего и стоячего такелажа
- талей
- швартовов и буксиров
- стропов
- сеток
- бросательных концов
Маты, кранцы, швабры и т. п. делаются из старых тросов. Каждое судно снабжается тросами в зависимости от его размера и назначения. В настоящее время растительные тросы практически вытеснены синтетическими.
Свойства троса, определяющие его работоспособность, следующие:
- прочность;
- гибкость;
- эластичность;
- Вес и устойчивость к внешним факторам - воде, температуре, воздействию солнечных лучей, химикатов, микроорганизмов.
Знание перечисленных характеристик, позволяет обеспечить надлежащий уход за тросами, их хранение и использование на борту.
Прочность троса характеризует его способность выдерживать растягивающие нагрузки. Различают обрыв кабеля и рабочую силу. Прочность троса на разрыв определяется наименьшей нагрузкой, при которой он начинает рваться. Эта нагрузка называется разрывной силой. Рабочая прочность троса определяется наибольшей нагрузкой, при которой он может работать в конкретных условиях длительное время без нарушения целостности отдельных элементов и троса в целом. Эта нагрузка называется допустимой силой. Его значение фиксируется с определенным запасом прочности. Обычно рабочую прочность троса принимают в 3 раза меньше прочности на разрыв.
Толщина троса измеряется в миллиметрах: растительных и синтетических по длине окружности, а стальных – по длине диаметра. Чем меньше толщина троса, тем легче и удобнее работать с ним.
Гибкость троса характеризует его способность изгибаться без нарушения структуры и потери прочности. Большая гибкость троса обеспечивает удобство и безопасность работы с ним.
Эластичность (упругость) троса: его способность растягиваться под действием растягивающей нагрузки и принимать первоначальный размер без остаточной деформации после его удаления. Эластичность троса является относительным качеством. Например, трос с высокими упругими качествами удобен при изготовлении буксирных тросов, но будет плохо фиксировать положение корабля при швартовке, если из него будут изготовлены швартовные тросы, и непригоден для стоячего такелажа.
Масса троса определяет сложность работы с ним. Чем он прочнее и легче, тем удобнее с ним работать.